На Главную
     


Сергачский благочиннический округ


Районы области: Бутурлинский (18,3), Перевозский (19,1), Сергачский (39,9).
Количество храмов в благочинии: 17

- Бутурлинский район - 3;
- Перевозский район - 5;
- Сергачский район - 9.

Бутурлинский район


1. р. п. Бутурлино: Церковь прп. Сергия Радонежского
2. с. Инкино: Казанская церковь
3. с. Уварово: Церковь Николая Чудотворца

Перевозский район


4. с. Вельдеманово: Казанская церковь
5. с. Дубское: Церковь Рождества Христова
6. р. п. Перевоз: Покровская Церковь
7. с. Ревезень: Сретенская церковь
8. с. Шершово: Троицкая церковь

Сергачский район


9. с. Богородское: Казанская церковь
10. с. Лопатино: Церковь Николая Чудотворца
11. с. Луговое: Знаменская церковь
12. с. Пожарки: Церковь Николая Чудотворца
13. г. Сергач: Церковь Иоанна Милостивого


14. г. Сергач: м/р Гусево: Церковь Михаила Архангела


15. г. Сергач: Владимирский собор


16. г. Сергач, м/р Ключево: Ильинская церковь


17. с. Толба: Церковь в честь св. Димитрия Солунского


Нижегородские епархиальные ведомости
Сайт Нижегородской епархии
Номер 10 (103) за 2007 год

Проповедь победного христианства

Один день на Сергачской земле

Сергач — старинный город на юго-востоке Нижегородчины. Он основан семь веков назад как небольшая крепость, в которой укрывались ратники, несшие службу на пограничной линии древнерусского государства. Этот дух подвижничества и служения Отечеству, Богу и людям жив и сегодня. Каждый приехавший сюда не может не почувствовать, как сильны здесь православные традиции, как люди сберегли свое право на веру, на молитвы, как отстаивают и утверждают свою самобытность. Здесь теперь возводятся не крепости, а храмы и церковные школы, в которых звучит Слово Божие, а на подъездах к городу приезжих встречают уже не заставы, а поклонные кресты.

Поклонный крест при въезде в СергачГород чуть виднеется вдалеке, а среди бескрайней шири окружающих его полей, близ шоссе, победно сверкает на солнце огромный деревянный поклонный крест. В старину такие кресты ставили на развилке дорог, там принято было назначать встречи: не разминешься — крест видно далеко, а близость святыни всегда означала, что встреча должна быть доброй.

Последовали традиции и мы: именно здесь нас встречал благочинный Сергачского округа священник Виктор Софронов.

Благочинный Сергачского округа священник Виктор Софронов— 19 декабря прошлого года наш город с архипастырским визитом посетил владыка Георгий, — рассказывает благочинный. — Вот тогда-то после Божественной литургии во Владимирском соборе он освятил кресты, которые встали на подъездах к городу: со стороны Сеченова, Пильны и здесь, на нижегородской трассе. По древней традиции, которая по примеру Валаама возрождается в наши дни, стоящие на земле кресты являются символом победы над диаволом. Они освящают это место и весь город, да и просто настраивают путника на молитвенный лад.

Для сергачан установка крестов стала одним из важных, знаковых, объединяющих дел. Например, инициатива Церкви была с пониманием воспринята районной администрацией. Выбор места, финансирование, изготовление и установка крестов, благоустройство территории вокруг крестов — быстрое решение этих технических проблем стало возможно благодаря непосредственному участию главы района Николая Субботина.

 — Это яркий, заметный, но только один из примеров соработничества, взаимопонимания между властью и Церковью, которое крепнет и развивается сегодня на Сергачской земле, — говорит отец Виктор.

А тем временем мы продолжаем путь. Кресты действительно «встречают» приезжающих в Сергач: всего несколько минут — и мы въезжаем в город.

Храм, что виден из окон

Мы находимся в черте города, но перед нами — сельский пейзаж: добротные дома этого «микрорайона» по старинке концентрируются вокруг стоящего на холме белого храма.

— Это Ключово, своего рода «ворота» Сергача, — рассказывает благочинный, — когда-то оно было богатым торговым селом, но и сейчас, став частью города, не потеряло своего первозданного очарования.

Сергач — современный, развивающийся город, но все-таки строй жизни здесь другой, более размеренный, спокойный, патриархальный. Особенность сергачских храмов — в их особом градоустроительном значении. Они и сегодня остаются центрами районов города, а сами сергачане, как в старину, называют себя по принадлежности к какому-то приходу: кроме «ключевских», есть «соборные» (от Владимирского собора в центре города), «крестовские» (по храму Иоанна Милостивого, около которого находится старинное кладбище) и так далее.

Выстояв в советское лихолетье, сергачские церкви сегодня постепенно восстанавливаются. Яркий пример сохраненного, вымоленного прихожанами и ныне возрождающегося храма — Ключовская церковь во имя пророка Божия Илии. Она была заложена в 1848 году. Тогда, видя ветхость имеющихся в селе двух древних храмов, крестьяне села Ключово на мирском сходе решили «…возвести из доброхотного и непринужденного каждого из нас пожертвования новую каменную церковь». Сегодня история повторяется: храм восстанавливается на средства благотворителя, местного уроженца, депутата Николая Карманова, но каждый из прихожан стремится внести свою посильную лепту — трудом, деньгами, молитвами.

— Основные работы начались в 2002 году, — рассказывает благочинный, — сейчас проводится внутренняя отделка храма и устройство иконостаса, закончена газификация, и есть надежда, что к осени храм будет готов к началу совершения богослужений.

А пока в нем служатся только молебны, прихожанам приходится ездить во Владимирский собор, но они уверены: в их селе будет свой храм — храм, который виден из окон домов.

Владимирский собор

Он находится на выгодном месте — на вершине холма в старой части города.

Собор во имя Владимирской иконы Божией Матери, г. Сергач.Здесь близ источника под названием Колоды в древности была воздвигнута часовня во имя преподобного Сергия Радонежского. Отсюда пошла и первая улица будущего поселения, получившая название Сергиевской. Когда в 1802 году был высочайше утвержден план застройки уже уездного города Сергача, здесь образовалась площадь, «на коей положена быть каменная церковь и каменное казенное строение (присутственные места)». Такое соседство собора и расположившихся вдоль главной площади официальных зданий остается и по сей день.

Этот великолепный храм с голубыми куполами виден всему городу: с объездной дороги, снизу — от поселков Юбилейный и Сахарный. А раньше — и это очень важно — его можно было и слышать: рядом с собором стояла величественная колокольня, звон ее колоколов разливался на всю округу, на 30 верст окрест. Возродить этот «голос» Сергача — одно из заветных желаний благочинного и всех прихожан.

Прихожане. О каждом из них отец-настоятель может рассказывать долго, и все же выделить кого-то вряд ли возможно.

— В нашем храме не встретишь ни одного случайного, праздного человека, — говорит отец Виктор. — Как правило, все приходящие сюда — труженики. Каждый из них приносит в собор частицу своего труда, своего тепла. Конечно же, есть приходской совет, коллектив воскресной школы, но, приходя сюда в любой день, — а с недавнего времени у нас литургия служится пять дней в неделю — можно постоянно видеть людей, работающих здесь во славу Божию. Они занимаются уборкой, чистят подсвечники, церковную утварь. Этот труд важен и уважаем не меньше самых ответственных приходских должностей.

Эксперимент

…Служба завершается. Звучит 33-й псалом. «Благословлю Господа на всякое время», — раздается под сводами древнего храма от клироса к клиросу над благоговейными рядами молящихся…

Богослужения совершаются с пением двух клиросов: правого профессионального, состоящего из преподавателей музыкальной школы, и левого. На последнем поют наши прихожане, но костяк все-таки составляют псаломщицы — Ольга Ретина и Вера Булкина.

Левый клирос по своему возрасту достаточно молодой, а с недавнего времени он зазвучал совершенно необычно: к концу службы к взрослым присоединяются дети — воспитанники воскресной школы.

— В нашей воскресной школе есть предмет, который называется «Встреча с духовником», — рассказывает отец Виктор. — На этих уроках стало ясно, что дети должны активнее участвовать в богослужебной жизни. У наших воспитанников были певческие навыки, но, как показала практика, одно дело — петь на уроке, а другое — подняться на клирос в храме. Трудность состояла, прежде всего, в раннем начале службы. Но мы пошли на педагогический «компромисс», предложив ребятам приходить не к началу литургии, а чуть позже. Решившись на эксперимент, мы не пожалели. Теперь маленькие певчие не просто помогают старшим, но своими замечательными голосами украшают богослужение.

Кстати, воскресная школа — достопримечательность православного Сергача. Ее воспитанники — активные участники, зачастую и победители епархиальных мероприятий. Например, их последними достижениями стали выход в финал епархиального певческого смотра-конкурса «Пасха Красная» и участие во II Пасхальном хоровом соборе.

Детская проповедь

До революции этот домик, стоящий у самой церковной ограды, принадлежал приходу Владимирского собора. В страшное время гонений на Церковь, когда Сергач стал центром новообразованного Сергачского викариатства, здесь жил епископ Петр. Сегодня здесь помещается воскресная школа.

— Началось все восемь лет назад, — рассказывает преподаватель Светлана Романова. — Дети учились петь, изучали Закон Божий, мы старались, как могли, приобщать их к церкви. Наша школа начала расти, учеба стала серьезнее, предметов прибавилось. Сергач — город небольшой, все на виду. У нашей школы хорошая репутация, и теперь родители доверяют нам детей и даже стремятся к тому, чтобы они здесь учились. А часто бывает и так, что новеньких приводят сюда сами учащиеся. Вот так по Божией воле классы и собираются.

Часто дети выступают в роли маленьких апостолов для своих одноклассников, для родителей.

— Недавно, — продолжает свой рассказ Светлана Борисовна, — одна мама приходила сюда и с большим удивлением рассказывала, как ребенок пришел из воскресной школы и говорит: «Мамочка, вот здесь обязательно нужно поставить иконы». Эта девочка сама «потянулась» в школу за своей подружкой, и теперь в храме на службе можно увидеть всю ее семью: бабушку, маму и папу.

— Родителей, приводящих детей в школу, нельзя назвать неверующими, — вступает в разговор отец Виктор. — И хотя они не церковные люди, но понимают, что здесь их детей учат доброму.

Недавно в гости в эту воскресную школу приехали школьники из села Толба. Это было на Страстной неделе, поэтому представление, которое проводили здешние маленькие прихожане, было посвящено Кресту Христову, крестным страданиям. Дети слушали и смотрели внимательно. Но насколько «маленькие апостолы» затронули их души? Сказать было бы трудно, если бы не факт, который мало кто заметил: после этого представления зрители пошли в храм, купили в церковной лавке крестики и надели их на себя.

А вот еще одна традиция этой школы: дети участвуют в ночных пасхальных и рождественских богослужениях. С такой радостью они со взрослыми приходят сюда с вечера, молятся на службе, остаются на праздничную трапезу, а потом ночуют прямо здесь, в воскресной школе.

— Однажды мы проводили анкетирование, чтобы узнать, что нашим детям нравится, что им интересно, — рассказывает Светлана Борисовна. — И в анкетах всех детей звучит одна и та же мысль, которая для нас, педагогов, является лучшим признанием. «В нашей школе, — пишут дети, — домашняя обстановка. Здесь на нас не давят и воспринимают серьезно».

Растет, развивается, живет современной жизнью старинный город, и проповедь победного христианства с каждым годом в нем все слышнее.

Алексей Киселев

Хостинг от uCoz